Oldsmobile Aerotech: Как в 1987 году набрать 443 км/ч на четырёх цилиндрах
В 1987 году концепт-кар Oldsmobile Aerotech разогнался до невероятных 443 км/ч на дистанции в одну милю. Невероятно, но в этом автомобиле использовался не мощный двигатель с большим объемом, а сравнительно маленький четырехцилиндровый турбомотор. Вопреки стереотипам, в США уже давно научились извлекать внушительные мощности не только из восьмицилиндровых двигателей.
Происхождение и развитие
В середине 80-х у американского автопрома не всё было гладко. Мощность и объем двигателя перестали быть определяющими факторами при продаже автомобилей. На фоне агрессивной конкуренции с Европой и Японией, General Motors требовалось новаторское решение, которое подразумевало компактный, экономичный, но мощный двигатель. В результате, в конце 1985 года, Oldsmobile приступил к созданию Quad 4 – четырехцилиндрового двигателя объемом 2,3 литра, выдающего 150 л.с.
От разработки к рекордам
Для демонстрации мощностей Quad 4 была создана его турбированная версия для кабриолета Cutlass Supreme, который использовался в качестве пейс-кара в гонке Indianapolis 500 в 1988 году. Хотя турбированный Quad 4 не пошел в серийное производство, на его основе был создан Oldsmobile Aerotech – автомобиль, предназначавшийся для побития рекордов.
Именно этот болид получил зеленый свет на проектирование, а команда инженеров во главе с Тедом Луксом намеревалась извлечь максимальную мощность из четырехцилиндрового мотора и создать аэродинамически усовершенствованный суперкар.
В конечном итоге, ими был построен Aerotech, который продемонстрировал звериную мощность Quad 4, усиленного турбонаддувом. Двигатель, разогнанный до 900 л.с., был установлен на March 84C CART шасси, что позволило установить несколько мировых рекордов скорости.
В ходе испытаний на полигонах GM и в Форт-Стоктоне, Aerotech на коротком круге разогнался до рекордных 402 км/ч, а на длинной прямой до 443 км/ч, установив при этом новый рекорд для автомобилестроительной индустрии того времени. Благодаря исключительным аэродинамическим характеристикам и мощному двигателю, Oldsmobile Aerotech оставил яркий след в истории автомобилей.
Несмотря на успех прототипа, General Motors не развил его до серийного производства. Однако достигнутые рекорды Aerotech до сих пор поражают автолюбителей и инженеров, представляя собой выдающийся пример инженерного мастерства.