Как поступить, если сломалась свеча зажигания
Бывает так, что при проверке или прокаливании свечей зажигания что-то идет не по плану. Вы слышите неприятный хруст, и в руках оказывается половина свечи. Оставшаяся часть остается в головке блока цилиндров (ГБЦ). Что делать в этой ситуации и как безопасно извлечь обломок?
Что нужно было сделать заранее
Многие проблемы можно было бы избежать, следуя простым правилам. Во-первых, нужно всегда использовать свечник, держа его строго по оси свечи. Свечи часто ломаются именно из-за неаккуратного вкручивания под неправильным углом. Не надо применять большое усилие или неправильный инструмент, например, длинную трещотку.
Во-вторых, если свеча не хочет выкручиваться, не стоит усиленно её вырывать. Попробуйте залить её проникающей смазкой при холодном моторе. Вариант с горячим мотором тоже может сработать, так как коэффициент теплового расширения стальной части свечи и алюминиевой ГБЦ отличается.
В-третьих, не затягивайте свечи слишком сильно. Для большинства свечей допустимый момент затяжки составляет около 25 Нм. Производители часто указывают нужное усилие на упаковке. Обычно это четверть или половина оборота после закручивания свечи вручную. Закручивайте свечи только на холодном моторе и без смазок, не выдерживающих высоких температур.
Какие есть способы извлечения обломка свечи
Если свеча ломается так, что в ГБЦ остаётся только резьбовая часть, лучше всего воспользоваться экстрактором. Этот инструмент вкручивается в остатки свечи и позволяет безопасно извлечь её. Главное, не использовать дешевые экстракторы, которые могут сломаться внутри свечи.
Если экстрактор недоступен, можно попробовать использовать большую отвертку, которую вставляют в остатки свечи и аккуратно выбивают молотком. Также можно использовать трёхгранный напильник, однако этот метод более рискован из-за возможного обламывания инструмента внутри свечи.
Перед началом работ в свечной колодец желательно залить проникающую смазку, а также почистить его от мусора и пыли. Если обломок свечи содержит и корпус, лучше всего обратиться в сервис. Иногда запуск мотора может помочь выстрелить обломок наружу, но это очень рискованный метод, требующий особенной осторожности.
Какие ещё меры следует предпринять
После удаления обломка важно убедиться, что в цилиндр не попали кусочки изолятора или другой мусор. Лучше всего для этого использовать сжатый воздух и продувку. При отсутствии компрессора можно кратковременно запустить мотор без свечи в поврежденном цилиндре. При установке новой свечи необходимо обязательно соблюдать моменты затяжки и по возможности использовать высокотемпературные смазки.
Таким образом, придерживаясь этих рекомендаций, вы сможете избежать многих проблем, связанных с заменой свечей зажигания, и продлить срок службы вашего автомобиля.