Land Rover? Skoda Trekka! Как и почему первый внедорожник Skoda выпускали в Новой Зеландии

 

 

Что такое автомобили Skoda? Социалистические заднеприводные машинки шестидесятых годов, переднеприводные Favorit с дизайном от Bertone, а также созданная уже под патронатом Volkswagen пятидверная Felicia – это вторая половина прошлого века. Век настоящий – это ставшие сверхпопулярными Fabia, Octavia и Superb, кроссоверы Kodiaq и Karoq и дуэт городских компактов Scala/Kamiq. Но почти шесть десятилетий назад в истории марки была очень интересная «внедорожная» страница, причем написанная на языке маори. Ведь именно тогда на другом конце планеты выпускали первый в истории марки внедорожник, получивший название Trekka. Сегодня мы воспоминаем, как это получилось и почему чехи решили выпускать свой «джип» именно в Новой Зеландии.

Начало

Казалось бы, где старейшая чешская марка, а где Новая Зеландия? Однако в конце 1966 года в небольшом городе под названием Отахуху началось производство первого новозеландского автомобиля, но с чешскими корнями. Саму марку Skoda новозеландцы хорошо знали, поскольку автомобили Laurin & Klement ввозились в эту страну еще в начале прошлого века. А к его середине импортёр под названием Motor Industries International Ltd (также известный как Motor Lines) организовал сборку чешских легковушек в Новой Зеландии! Как и в случае со многими иномарками в странах СНГ, процесс происходил из-за национальных таможенных и налоговых особенностей. Проще говоря, ввозить машинокомплекты и собирать их на месте было выгоднее, что позволяло обходить растаможку готовых автомобилей. Именно поэтому с 1965 года в мастерской Ноэля Тернера под руководством Йозефа Велебни была организована сборка Шкод для местного рынка.

Велебни был опытным инженером, лично работая с Вацлавом Клементом, и в Новой Зеландии он не только организовал сборку автомобилей, но и изучил местные автомобильные потребности. Он понял, что страна нуждается в утилитарных и недорогих внедорожниках, и решил создать такой автомобиль, используя узлы и агрегаты от Octavia первого поколения. Идея была с энтузиазмом воспринята Ноэлем Тернером, занимавшимся импортом и сборкой Шкод. В конце 1965 года Велебни привез в Новую Зеландию проект машины, которая получила название Trekka. Этот легкий внедорожник грузоподъемностью до 500 кг был внешне похож на английский Land Rover.

Создание и развитие Skoda Trekka

Существует и альтернативная версия появления Trekka, согласно которой идея принадлежала Филипу Эндрюсу, владельцу Motor Lines. Эндрюс предложил использовать базу Skoda Octavia для создания «сельскохозяйственной» машины. Второе предположение говорит, что Питер Рисбридж передал схему прототипа на базе британского Bradford Тернеру, что и привело к созданию своего прототипа на базе Skoda.

В рекламном проспекте Trekka было указано: «Это – Trekka, первый серийный автомобиль, спроектированный и произведенный в Новой Зеландии для новозеландцев». Более пятидесяти новозеландских предприятий занимались производством комплектующих для этой машины.

Особенности конструкции и технические характеристики

Автомобиль Trekka был заднеприводным, условно внедорожным. Машина унаследовала хребтовую трубчатую раму от Octavia с независимыми подвесками. Колесная база уменьшилась с 2389 до 2165 мм. Главное передаточное число увеличили до 5,25, добавили опциональную блокировку дифференциала и «зубастые» шины, что повысило дорожный просвет до 190 мм, обеспечив машине вседорожные способности.

 

Двигатель был четырехцилиндровый, объемом 1,2 л и развивал мощность 46 л.с. при 4500 об/мин. Крутящий момент в 87 Нм достигался при 3000 об/мин.

Trekka могла разгоняться до 110 км/ч, что делало её довольно динамичной для того времени. Кузов предлагался в различных вариантах: «кабриолет», пикап, универсал и восьмиместная машина с пластиковым верхом. Производство кузовных панелей было налажено у местного подрядчика.

Интерьер Trekka был спартанским и аскетичным. Автомобиль мог похвастаться «гражданским» рулем, что смотрелось необычно в металлическом окружении.

 

Производство Trekka началось середине 1966 года. Машина стоимостью от 899 фунтов вызывала большой интерес. Экспорт автомобилей был налажен в Австралию, Самоа и Фиджи, а затем и в Индонезию с машиностроительными комплектами.

Неожиданный финал

Однако законодательные изменения в Новой Зеландии и появление полноприводных японских внедорожников в начале 1970-х годов привели к снижению интереса к Trekka. Производство завершилось в 1972 году, с общим числом произведенных автомобилей около 2500. Велебни продолжил работать на рынке Пакистана, создавая автомобиль на шасси Skoda Octavia Combi под названием Skopak. Тем временем, внедорожная история Skoda прервалась до 2009 года с появлением кроссовера Yeti.